В Петербурге только и разговоров, что об Ironman.
Хорошая статья о первом Ironman в России от runandroll.ru
Первый российский триатлон под брендом Ironman (дистанция 70.3, полужелезная) ожидают летом 2020 года в Санкт-Петербурге.
Дата старта все ещё не назначена: идёт процесс согласования.
Ожидаемая и запрошенная дата — 18-19 июля: после всех мероприятий Чемпионата Европы по футболу (во время «Евро» запрещено проводить другие крупные события). Для точного анонса организаторам нужно пройти через ад согласований, получить «росписи карандашиком» от всех комитетов и успеть вписаться в календарь Ironman.
👉🏻(UPD: дата согласована (19 июля), регистрация закончилась, все 2000 слотов+ 500 дополнительных проданы!)
Организаторы — фирма «Железный человек», получившая лицензию на проведение стартов в СНГ на 7 лет. Это та же команда, что делает старт в Казахстане (тот же директор). Известно, что race director в России — Василий Мозжухин, многократный финишер Ironman с 2010 года, спортивный физиолог и тренер.
Пока в 2017 в Казахстане не провели Ironman 70.3 Astana, в стране было 250 триатлетов. Сейчас — 700 человек.
Большая часть триатлонной тусовки ждёт открытия регистрации, кто-то каждый день проверяет сайт в ожидании заветной ссылки и предрекает падение сайта в день старта продаж. А часть считает, что Ironman пришёл в Россию слишком рано.
Новый игрок на рынке отберет часть участников у текущего — у Ironstar. Ironstar очень сильно вложился в последние годы в развитие триатлона в России. Но старты собирают до тысячи человек на полужелезной дистанции, например Ironstar Sochi 113 в 2019 году — 816 участников (на трассе, проверенной несколькими годами проведения старта и разрекламированной прошлыми участниками). В этом году они провели старт в новой локации, в Калининграде, на нем было еще меньше атлетов: 476 человек на «половинке».
У людей снижаются потребительские возможности — где организаторам нового старта Ironman найти ещё полторы тысячи участников? Да, часть участников не поедет на старты в Европу и предпочтет новую домашнюю гонку. Но часть уйдет от Ironstar. Новички, которые делают одну «половинку» в первый год, предпочтут именитый бренд, про который пишут во всех СМИ.
Согласно статистике, в России всего 14 022 триатлета. Из них — 3115 «железяки».
Сила бренда сейчас часто становится более определяющей, чем все остальные факторы. Пока в 2017 в Казахстане не провели Ironman 70.3 Astana, в стране было 250 триатлетов. Сейчас — 700 человек. Но этот прирост нельзя вслепую перенести на Россию вместе с командой организаторов.
По статистике tristats.ru, ведущейся с 2007 года, в России всего 14 022 триатлета. За последние 4 года количество новых атлетов значительно приросло: в 2016 и 2017 году в стартах приняло участие по 2200-2300 новых человек, в 2018 и 2019 — по 2800-2900. Это люди, которые впервые приняли участие в любом триатлонном старте, хотя бы в спринте.
Всего в 2019 году во всех триатлонных гонках мира стартовало 6730 триатлетов из России. Остальные 7292, как метко выразился кто-то из тусовки, — криотриатлеты. Для сравнения — каждый год в одних только США стартует больше 55 тысяч триатлетов на полужелезной и полной дистанции Ironman.
Новички прибывают, но ещё каждый год уменьшается количество триатлетов, оставшихся «в деле» с прошлого года. Ко второму году занятия триатлоном в спорте остается около половины, потом 30-40%. Большинство делает спринт, олимпийку и полужелезную дистанцию, ставит на этом точку и уходит. Кто-то делает 2-3 «половинки». И всего 22% триатлетов дошли до железной дистанции. В России — 3115 «железяк».
В СССР официально триатлон появился в Литовской и Эстонской ССР — в 1983-1984 годах.
Можно развивать триатлон в стране и вливать деньги в рынок, но Россия изначально отстала от европейских стран (пропасть с США вообще непреодолима). Можно взглянуть на ближайшую соседку — Финляндию. Там триатлон появился благодаря местным энтузиастам в 1983 году, и сразу 115 участников на полужелезной дистанции, на первом же старте. Победитель этого старта Мангус Лёнквист через 4 месяца уже поехал на Кону; а старт в 84-85 году собрал 200 и 300 участников.
В СССР официально триатлон появился в Литовской и Эстонской ССР — в 1983 и 1984 году соответственно. При этом в Эстонии первые же соревнования прошли сразу на железной дистанции (а чего мелочиться?), но приняло участие в старте всего 7 человек, а Москва «забанила» проведение дальнейших соревнований.
И только в 1987 году снова в Эстонии и в Одессе начали проводить триатлон. Вот только участвовало в стартах от 18 до 40 человек. Первый «массовый» триатлон на территории Союза прошел в 1989 году — в Одессе 100 человек и в Москве 200 человек.
И вот прошло 30 лет, а на местные старты А1 в Петербурге все равно приходит 200 человек. На сколько лет мы отстали от той же Финляндии?
Для набора участников можно ещё делать ставку на иностранцев из ближнего зарубежья, которые поедут на Ironman 70.3 в новую локацию. Организаторы как специально подгадали с местом старта: Санкт-Петербург открыт для упрощённого въезда. С октября 2019 года жители 53 стран (Евросоюз и некоторые азиатские страны) могут въехать в Россию на срок до 8 дней по электронной визе с очень простой системой получения. Они могут находиться только в Санкт-Петербурге и Ленобласти и не могут выезжать в другие города (с 2021 года территорию действия электронной визы собираются расширить до Москвы и всей России). Виза бесплатная, получать её нужно в срок не раньше, чем за 20 дней, и не позже, чем за 4 дня до даты въезда. Зовите своих иностранных друзей!
Минус только для тех, кто приедет в Россию на «Евро» без виз, по паспорту болельщика, и захочет остаться еще и на триатлон — в этом случае придется выехать из страны (хотя бы в ту же Финляндию) и въехать повторно по визе. По паспорту болельщика иностранцам можно будет находиться в стране до 13 июля.
Золотая жила — конец весны и начало лета, когда у новичков есть возможность попробовать новое и успеть решиться на «половинку» этого же года.
Но привлечение иностранцев — серьёзный вопрос правильной коммуникации, рекламы, работы с клубами. И то же самое касается российских участников: мы же хотим «новую кровь» в спорте?
Здесь лежит целый пласт возможностей для локальных организаторов. Не делить участников с новым оператором стартов (у которого денег сильно больше), а выгодно сосуществовать и закрывать потребности участников.
Если человек зарегистрировался на «половинку», то до старта ему нужно в идеале сделать триатлон на меньшей дистанции (хотя бы спринт), чтобы опробовать всё в гоночных условиях. Эти гонки можно заменить контрольными стартами отдельно по бегу, велосипеду, плаванию. Но если у нового участника, не созревшего сразу на «половинку», есть возможность весной или в начале лета пройти спринт или олимпийку, гораздо больше шансов, что он решится в ближайшие месяцы сделать полужелезную дистанцию.
Спринт — вообще самая популярная дистанция, точка лёгкого входа в триатлон. И Ironstar сделал очень много для популяризации триатлона и спринта, как первого старта среди новичков. Цифры говорят сами за себя: Ironstar Сочи в начале июня в 2018 году — 380 участников в спринте, в 2019 — 603. Прирост 41%. Спринт от организатора 3grom в Москве, в Крылатском: в 2018 — 551 человек, в 2019 — 564 человека; олимпийка в Рузе — 465. Осенняя олимпийка Ironstar в Сочи в 2018 — 585 человек, в 2019 — 677.
Золотая жила — конец весны и начало лета, когда у новичков есть возможность попробовать новое и успеть решиться на «половинку» этого же года. В Петербурге традиционно в конце июня проходит только кросс-кантри триатлон, шоссейный по разным причинам отменялся и переносился. Хорошим вариантом был бы дуатлон (а то плавать холодно), но его пока не появилось (только как экстренная мера два года назад от А1). У А1 было в планах провести дуатлон в мае в центре города, на Васильевском острове, но не получилось из-за закрытия улиц на ремонт дорог.
Спринт — самая популярная дистанция, точка лёгкого входа в триатлон.
В Новгороде и Петрозаводске «спринты» проводят в конце мая, заменяя открытую воду бассейном и делая паузу между плавательным этапом и велосипедным (участники сами добираются из бассейна к старту велоэтапа загородом). В Финляндии в начале июня проводят городской триатлон в Хельсинки, где плавание проходит в бассейне под открытым небом: дорожки убраны и поставлены буи. В Москве июньский 3grom отменяли. На Титан ездить не хочется. Так что единственный шанс стартануть новичкам на улице — в Сочи на Ironstar в самом начале лета.
От того, как выйдут из положения организаторы, придумают ли новые старты, будут ли переносить даты запланированных, зависит и их коммерческий успех, и успех будущего Ironman 70.3 Санкт-Петербург.
(с) Юлия Пухкал